joomla 1.6

Печать
PDF

Возможности телевидения в учебно-воспитательном процессе школы

Автор: М.А. Новицкая, г. Харьков on 08 Июня 2012.

Телевидение – одно из существенных достижений человечества. На экране человек может посмотреть на всё, что увидеть в реальности не всегда является возможным: другие страны, культуры; события, происходящие в данную минуту на другом уголке планеты; познавательные и развлека­тельные передачи. Это также способ познания общества и себя, средство обучения и воспитания. Телевидение является источником влияния на людей, формирования ценностей и взглядов, образа жизни и личности.

(По материалам Международной научно-практической конференции "Возрождение духовности в современном мире: взаимодействие Церкви и образования", 26-27 апреля 2012 г.)

В связи с этим возникает вопрос – а как мы можем использовать преимущества телевидения в учебно-воспитательном процессе школы? Ответ – школьное телевидение. Вот путь создания новой информационной среды, повышения престижа школы, формирования сознания. Внедрение телевидения в школьную среду дает возможность использования его для развития познавательных интересов детей, формирования морально-нравственных ценностей, изучения окружающей среды, знакомства с науками, активизации общественной деятельности образовательной среды, сплочения коллективов школьников, педагогов – создание единого информационного поля, призванного приносить знания, формировать умения и навыки.

В современных условиях школьное телевидение следует рассматривать как возможность формирования новой информационной среды. Изменения современной информационной среды определяют изменения в методах познания окружающего мира. Основной проблемой образования является отнюдь не недостаток информации, которую можно использовать в целях обучения, но скорее ее избыток. Поэтому возникает необходимость разработки системы организации работы с информацией, обеспечивающей своеобразный переход, «мостик» от учебно-воспита­тельного процесса образования к активному потреблению предлагаемой информации. И одна из основных функций школьного телевидения — создание такой системы, которая помогла бы ученику в организации индивидуального информационного пространства.

Школьное телевидение находится в уникальной ситуации, поскольку именно здесь социальный заказ государственной политики и образования может быть приведен в соответствие с информационными запросами конкретных социальных и возрастных групп. Контакт с аудиторией должен осуществляться с учетом конкретного адресата и тех форм воспитания и обучения, которые наиболее актуальны в данное время в данном информационном пространстве. Таким образом, школьное телевидение представляет собой несколько направлений: учебное, воспитательное, развивающее.

Учебное направление реализуется через использование возможностей телевидения в учебном процессе. Это подразумевает создание учебных фильмов, роликов, творческих проектов, живых журналов в исполнении учеников как самостоятельно, так и совместно с педагогами, родителями с целью исследования определенных процессов или явлений, представления информации о необходимом вопросе. В результате такой работы создатели получают опыт творческой деятельности, обретают новые знания, навыки, умения. А аудитория, которой это презентовано, имеет возможность получить новые знания, переработанные и представленные в доступной и понятной форме. Кроме того, через реализацию данного проекта появляется возможность вносить к рассмотрению детьми вопросов нравственности, проблем взаимоотношений. В данном процессе будут задействованы новые каналы восприятия, которые не всегда являются активными на уроке.

Воспитательное направление предполагает подготовку материалов (программ, роликов, сюжетов, фильмов и т.п.), способствующих формиро­ванию общечеловеческих ценностей, социальной активности, налаживания взаимодействия между разными группами людей. Это может быть представлено в цикле передач, которые освещают темы человеческих взаимоотношений, категорий этики, морали. Актуальные вопросы, которые интересуют детей на разных возрастных этапах, могут быть освещены в рубриках при участии психолога, социального педагога, специалистов-практиков, занимающихся решением интересующих проблем. Профилак­тическая, информационно-просветительская задачи в преодолении различных негативных явлений детско-юношеской среды, формирование личностных взглядов и позиций по определенным вопросам также реализуются через передачи такого направления.

Развивающее направление – это программы, рубрики, сюжеты, которые помогают познать детям свои возможности, найти новые увлечения, обрести знания и умения, спланировать досуг и проводить время с пользой. Всевозможные сюжеты с мастер-классами, обзорами направлений творческой деятельности, хобби – вот неполный перечень того, что может быть презентовано в рамках данного направления.

Через школьное телевидение возможно повысить активность всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечь дополнительное внимание к школьной жизни – ученическому самоуправлению, праздникам, благотворительным акциям, творческим проектам и достижениям учеников, педагогов. Это также способ привлечения ресурсов для школы в рамках социального партнерства. Кроме того, следует учитывать и то обстоя­тельство, что школьное телевидение, с точки зрения ученика, – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Работа над созданием телевизионных программ позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, а также показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся.

Школьное телевидение имеет своей целью создание интерактивного виртуального образовательного поля, обеспечивающего решение учебно-педагогических задач. Оно должно выполнить роль единого сквозного школьного проекта, в котором в том или ином качестве принимают участие все школьники. Иными словами, программный продукт школьного ТВ, по нашему представлению, должен быть неразрывно связан со школьной жизнью во всех ее проявлениях.

По мере реализации проекта должна меняться система взаимоотношений между учеником и учителем. До сих пор функцию носителя и транслятора знаний более или менее успешно выполнял учитель. Безусловно, его роль сохраниться и впредь. Между тем, научно-технические процессы и уровень развития современного общества требуют развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, технологий формирующих творческую инициативу ученика, навык самостоятельного «движения» в информационных полях. Постепенно из носителя и транслятора знаний учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Таким образом, внедрение проекта школьного телевидения способствует превращению учебно-воспитательного процесса в результативную созидательную творческую работу.

Как следствие, телевидение как СМИ может выступать в качестве фактора, положительно влияющего на развитие ученика, способствовать применению новых форм и методов воспитания подрастающего поколения в стенах общеобразовательного учреждения. Используя потенциал телевидения в положительном русле, мы можем привлечь детей и их родителей к совместной популяризации семейных ценностей, здорового образа жизни, формирования нравственности. Решается также задача привлечения детей к внешкольной деятельности, проблема организации досуга и свободного времени через работу над созданием собственного информационного продукта. Исходя из этого, будет найден новый «мостик» к сердцам юных граждан.