joomla 1.6

Печать
PDF

Воздействие СМИ на массовое сознание: взгляд психологов МЧС

Автор: И.А. Поляков, г. Харьков on 14 Июня 2012.

Из всех известных средств массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, последнее имеет самое сильное воздействие на массовое сознание. Именно оно обладает большим преимуществом: доступностью, наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью. СМИ оказывает огромное влияние на умы людей, не зря их называют представителями 4-й власти. И это влияние может оказывать как позитивное воздействие, так и негативное.

(По материалам Международной научно-практической конференции "Возрождение духовности в современном мире: взаимодействие Церкви и образования", 26-27 апреля 2012 г.)

Естественно, СМИ очень тесно связано с действующей в стане властью, поэтому репортажи и сюжеты, и ставящиеся в них акценты, будут соответствующие. Особенно это касается с репортажами, которые снимаются при возникновении различных чрезвы­чайных ситуаций. Как известно, психологи МЧС принимают непосредст­венное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) – оказание экстренной психологической помощи пострадавшему населению. В академической психологической науке возникали дискуссии по поводу «научности» данного вида психологической помощи, но как показали исследования – она имеет право на своё существования. Но, как показывает опыт участия в чрезвычайных ситуациях, одной из проблем с которой сталкиваются психологи МЧС – некорректная работа представителей СМИ. И заключается она в том, что журналисты в погоне за «горячими фактами» пытаются снимать крупным планом и брать интервью у людей, которые находятся в состоянии горя, тем самым травмируют их ещё больше. Также проблемой является ещё то, какую информацию о ЧС представители СМИ подают на экраны телевидения.

Наш опыт работы в ЧС и общения со СМИ можно назвать немалым. Одной из задач, которые мы как учёные, поставили перед собой в этом направлении, − это анализ зарубежных тенденций граждан и специалистов спасательного дела, по отношению к СМИ. Давайте проведем небольшой экскурс по некоторым странам Европы и Мира. Как же там относятся профессионалы и зрители к подаче информации об чрезвычайном событии через средства масс-медиа.

Например, в Польше, в Высшей Варшавской пожарной школе есть учебный центр, где обучают руководство МЧС правильной подаче информации в эфир. Он состоит из двух помещений, в одной моделируется теоретическая ЧС. Затем выбирают одного человека, который будет выполнять роль пресс-секретаря. Он даёт об одной и той же ЧС разную информацию. В это время в другом помещении сидит аудитория и смотрит этот сюжет в прямом эфире.

Как показала практика – очень важно, какая картинка в этот момент показывается на экране. При сообщении о ЧС, жертвах и разрушении, показывают, например, картинку с места события, как работают спасатели, городские власти и т.п. Создаётся впечатление защищенности, которое исходит от представителей государства. И обратная сторона, говорится, например, о незначительном дорожно-транспортном происшествии, а показывают крупным планом покореженные авто и травмы пострадавших. В этом случае у зрителей формируется ощущение беззащитности, портится настроение, а у людей с неустойчивой психикой могут обостряться психические и физические заболевания.

Также существует разница между восприятием ЧС, которые произошли далеко за пределами Украины или те которые могут коснуться Вас лично.

В 2008 году психологи МЧС оказывали экстренную психологическую помощь населению города Лозовая, Харьковской области, где ежеминутно, на протяжении 3-х суток, происходили взрывы артиллерийских снарядов. Через СМИ, пустили слух, что штаб МЧС для ликвидации пожара на артскладах, готовит направленный взрыв, мощность которого разрушит все дома в радиусе 10 км. Среди населения тут же возникла паника, люди начали выбегать из домов и сооружений. Психологам понадобилось много времени и сил, что бы купировать эти панические реакции среди населения.

В случае подачи информации об эвакуации очень важно, кто и как подаёт эту информацию в массы. Если возникла необходимость эвакуации из жилых домов, рабочих мест, информацию должен подавать компетентный человек, вселяющий уверенность, защищенность и гарантирующий безо­пасность.

Давайте вспомним трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Несмотря на масштабность катастрофы, разрушения и численность жертв через средства масс-медиа в первое время (а некоторую информацию до 3-х месяцев) не было показаны покалеченные тела и массовые негативные реакции населения, потому, что у американцев в подобных ситуациях вступает в действия план национальной безопасности. И психоло­гическая составляющая очень важная в нём. Национальный план безо­пасности способствует нейтрализации слухов, паники среди населения, вселяет уверенность и защищенность. Подобного рода национальнальные планы есть во многих европейских странах.

Какая же есть ситуация на сегодня в Украине? Возьмём, например, ЧС государственного уровня – взрыв бытового газа в жилом доме в Днепропетровске в 2007 году. Тогда по всем телеканалам транслировались кадры с покалеченным трупом, истерика и потеря сознания родственников погибших под завалами.

Но, не смотря на всё, есть и положительная сторона медали. Если бы не СМИ, жители Украины не узнали бы как работают психологи МЧС и что их помощь не стоит отвергать. Многократно журналистами поднимался имидж спасателей, которые рисковали своей жизнью, спасая жизни других людей. И, по нашему глубокому убеждению, таких сюжетов должно быть побольше, потому что страна должна знать и гордиться своими героями. И образ этих героев должен давать нашим гражданам надежду на светлое будущее.