joomla 1.6

Печать
PDF

Влияние СМИ на формирование нравственного сознания подрастающего поколения

Автор: В.М. Астапенкова, Ю.Ю.Ильина, г. Харьков on 10 Мая 2012.

По материалам Международной научно-практической конференции "Возрождение духовности в современном мире: взаимодействие Церкви и образования", 26-27 апреля 2012 г.

В эпоху кардинальных перемен, происходящих в обществе, в условиях общего экономического и социального кризиса, когда осуществляется переоценка ценностей, как никогда требуется высоконравственная личность, достойная уважения и востребованная обществом.

Наиболее ответственным периодом для нравственного становления личности является подростковый возраст. Именно в это время происходит формирование нравственного сознания, чувств, поведения, собственного мировоззрения, накопления жизненного и интеллектуального опыта. Это время самопознания и самоопределения, выявления нравственных цен­ностей и идеалов.

Существует множество факторов, способствующих нравственному становлению личности, и барьеров, препятствующих воспитанию нравст­венной личности. СМИ прочно вошли в жизнь современного общества. Осуществляя социальный контроль и управление, влияя на формирование общественного мнения, распространяя знания, опыт и культуру, информируя самые широкие слои населения о происходящих событиях, они тем самым выполняют важнейшие функции поддержания и укрепления общественных отношений. Известно, что социально обусловленная сторона личности, ее направленность, которая включает в себя мировоззрение, идеалы, интересы, стремления, мотивацию, формируется в основном за счет воспитания и в результате социально-психологических воздействий на личность.

СМИ – это средства, такие как телевидение, радио, газеты, журналы, при помощи которых рекламодатели, политики и т.д. общаются с широкими слоями общества. В современном мире СМИ играют огромную роль в жизни человека, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие. Говоря о влиянии СМИ на подростков и юношей, важно заметить следующее. СМИ действуют на психику, и человек не всегда может выбрать нужное и отбросить вредную информацию. Чаще всего предлагаемая информация просто навязывается, и критически ее осмыслить, рассмотреть с разных точек зрения бывает трудно.

Для исследования особенностей эмоционального реагирования на телепередачи с экстремальным сюжетом была проведена наша работа на базе Национального университета гражданской защиты Украины среди курсантов и студентов социально-психологического факультета. Выборку составили 60 человек возрастом от 18 до 22 лет.

Нами был смонтирован фильм, при подготовке которого мы учли, что: с одной стороны, для актуализации эмоциональных состояний необходим провоцирующий материал; то, что вызывает эмоции у одного человека, не вызывает эмоционального отклика у других, – это существенным образом ограничило выбор материала; так же при монтировании фильма мы понимали, что на испытуемых оказывает влияние игра актеров, нравственная проблематика, особенности съемки, монтажа, использование музыкальных средств, звука в целом. С учетом всех этих аспектов и был смонтирован наш фильм. Работа проводилась в два этапа. Первый этап – диагностирование испытуемых до просмотра фильма. Мы выявили, что у молодых людей высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, средний уровень агрессии и  низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Такие показатели по последней эмоции нас заинтересовали. Чем же могут быть вызваны столь низкие показатели эмпатии у молодежи? Этому есть психологическое объяснение: наблюдения за насилием в масс-медиа приводит к десенсибилизации (снижение чувстви­тельности). Насмотревшись и наслушавшись репортажей о войне и насилии, человек часто перестает обращать на них внимание. Они его больше не волнуют. И он перестает принимать трагическое событие всерьез. Мы становимся постоянными свидетелями насилия, не испытывая при этом боли и обиды. Таким образом, ослабляется наша нормальная негативная реакция на насилие. Люди черствеют, они становятся менее чувствительными.

Второй этап работы – это диагностирование испытуемых после просмотра фильма. И вот какие результаты мы получили.

Настроение у испытуемых ухудшилось, незначительно повысился уровень агрессии. Но при всем этом повысился уровень эмпатии. Такие изменения можно объяснить тем, что наши испытуемые психологи углу­бились в мир собственных переживаний, а их профессиональная направлен­ность все же способствует росту эмпатии, стремлению к оказанию помощи. Так же следует учитывать и то, что в формировании эмпатии важную роль играет эмоция печали, которая четко прослеживается в фильме. В печали молодежь осознает, сколько драгоценных минут, возможностей, предостав­ленных жизнью, упущено.

Телевидение влияет на мировоззрение подрастающего поколения, и не всегда это влияние положительно. Все мы когда-то были детьми. И часто смотрели мультфильмы. Но есть одно «НО»! Мы и наши родители выросли на добрых, старых рисованных мультфильмах, на старых фильмах, несущих позитив. Да и в то время иностранные мультфильмы не были так популярны, как сейчас. Сейчас же не осталось почти ничего такого положительного и позитивного. Очень много мультфильмов идёт по телевизору, но чтобы найти русский рисованный мультик, нужно немало времени потратить у экрана телевизора, щёлкая с программы на программу.

Агрессия детей основана не только на иностранных мультфильмах, но и на фильмах, таких как: боевики, фильмы ужасов и многое другое, негативно влияющее на детскую психику.

Немало детей смотрят добрые, позитивные передачи, но есть осталь­ная часть, которая смотрит то, что не рекомендовано ребёнку, его психике и мешает развиваться мышлению. Неизвестно, что будет с этими детьми дальше!? Будут ли они добры друг к другу?.. Вырастут ли они достойными людьми?.. Как бы СМИ ни влияло на общество, мы не должны считать их единственными виновниками всех преступлений, случающихся вокруг. Негативные социальные условия гораздо сильнее влияют, чем телевидение. Однако негатив в прессе и на телевидении все же провоцирует совершение 5–15% актов насилия, а это следует учесть. В связи с возрастающим влиянием СМИ на социализацию младших школьников, подростков и юношей актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов (психологов) в процесс освоения детьми окружающего мира посредством телевизионной информации. В современном образовании уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в коллективе; обсуждение телепе­редач в группе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д. Также мы считаем, что необходим жесткий отбор фильмов. Чтобы учитывалось суточное время их трансляции. На экранах должны обязательно присутствовать передачи познавательные, воспитательные и развивающие, которые формируют мировоззрение подрастающего поколения. И в заключении мы хотим сказать, что смотреть телевизор очень даже и не вредно! Конечно, смотря, что смотреть! Но выбор всегда остаётся за вами!