joomla 1.6

Печать
PDF

Социальная реклама чтения как средство изменения морально-ценностных установок общества

Автор: Т. Д. Булах, г. Харьков on 15 Мая 2012.

Неотъемлемой частью духовной культуры общества являются книги. Именно книги помогают воспитывать чувства, глубже познать и понять жизнь, развивать творческую активность...

(По материалам Международной научно-практической конференции "Возрождение духовности в современном мире: взаимодействие Церкви и образования", 26-27 апреля 2012 г.)

С распространением информационных технологий интерес к чтению постепенно снижается: общение с книгой заменяется поиском информации в Интернете. На первый взгляд, при таком взаимодействии действительно выигрывает пользователь всемирной паутины, т.к. получает бесплатно то, за что в магазине нужно платить. Но если проанализировать ценностное отношение к такому продукту, оно окажется минимальным, что связано с психологией восприятия человека: как правило, те вещи, которые мы получаем бесплатно, не ценятся. Информация − не исключение, что вызывает поверхностное к ней отношение и актуализирует необходимость поиска способов заинтересования издательской продукцией.

Эффективным инструментом привлечения внимания к книге является социальная реклама. Социальная реклама книги обращена не на продви­жение конкретного издания, а книги как таковой, чтения как формы организации досуга, обучения и других форм бытия. В отличие от коммерческой, она более мягкая по характеру воздействия, поэтому и более эффективна.

Социальная реклама формирует отношение к объекту продвижения, вызывает позитивные или негативные эмоции. Поскольку эмоциональная память человека лучше, нежели другие виды памяти, соответственно влияние социальной рекламы намного больше, нежели коммерческой.

Важным свойством рекламы является способность ко внушению. Внушение представляет собой влияние одного сознания на другое, при котором последнее изменяется без внешнего принуждения и рациональных раздумий. Т.е. происходит изменение установок бессознательного, что может изменить поведенческую модель общества. Конечно, негодование может вызвать сам факт применения внушения. Тем не менее, внушение – это то, с чем мы сталкиваемся почти с рождения. Именно на внушении в большей степени основан процесс воспитания. К тому же, поскольку чтение положительно влияет на личность, установку на чтение считаем оправданной в формировании общекультурных ценностей.

Создавая социальную рекламу, нужно определить ее главную идею, мотив, который станет ее основой. Для этого социальная реклама должна отвечать на вопрос: почему предпочтение нужно отдавать именно книге? Вариантов ответов может быть много. Во-первых, книга учит формули­ровать свои мысли, обогащает словарный запас. Во-вторых, книга позволяет самостоятельно выбирать образы героев, в то время как фильм предлагает видение режиссера. Также книга учит понимать мир, окружаю­щих людей, помогает по-другому взглянуть на какие-то события, факты. Очень важной особенностью книги является то, что она позволяет выбрать темп восприятия информации (видео мы не можем просмотреть быстрее или медленнее, не искажая произведение). Если же говорить о длительном чтении с монитора, часто именно это становится причиной ухудшения зрения… Перечень можно продолжить. Следует только помнить, что, создавая рекламу, необходимо выбирать лишь один аргумент, т.к. их переизбыток очень часто вызывает обратную реакцию и тогда реклама превращается в антирекламу.

В заключение следует отметить, что именно социальная реклама чтения способна изменить и поведенческую модель общества, и его морально-нравственные установки, но это требует объединения усилий книгоиздателей, книгораспространителей, местных властей по ее созданию и популяризации, ибо только постоянно обновляемая реклама может считаться эффективной.